(праздничное) прекрасное далеко

OUaT: 4х11

Нечего сказать, пожелали Адам с Эдичкой веселого Рождества и счастливого Нового года! Но все-таки полуфиналы однозначно удаются им лучше всего, лучше даже больших сезонных финалов. Откуда ни возьмись берутся и пронзительные драматические сцены, и любопытные параллели, и повествование внезапно становится динамичным. За это почти хочется простить и очередной читерский мегартефакт (с этим зачарованным на всякие плотдевайсные цели барахлом впору уже открывать "Магазин на диване"), и провалы в логике персонажей. Почти. Но не совсем.

Ибо трудно не думать: а где же вы, креаторы, были всю эту полусезонную арку? Почему выдавали какую-то натужную фигню про совершенно левых персонажей, вместо того, чтобы сосредоточиться на основных и подвести их к полуфиналу красиво, а не вывалить всю драму и всю динамику отношений в паре минут экранного времени? Они считают, что основная масса зрителей ходит в OUaT, как в зоопарк, тупо позырить на новых диснеевских зверюшек? А рейтинги почему-то падают, падают и падают - как странно!

В общем, это моя главная претензия к полуфиналу - здесь выдали все, что должны были маленькими красивыми порциями выдать за половину сезона, в итоге часть продуктов испортилась, часть приобрела непотребный вид, а часть все равно пришлось выкинуть в мусорное ведро: додумывайте сами, зрители, что там было!

[Что осталось от накипевшего]Так, например, с чего вообще замороженные сестрички решили покинуть Сторибрук через городскую черту? Они уверены, что Аренделл - где-то на Аляске, а лучше - в Калифорнии? И как вообще наши знатоки магии определили, что граница города зачарована на невозврат? Выстроенная в серии логическая цепочка была достойна лучших дедукций но_как_Холмса. Понятно, что нам нужна драма, но лучше бы вспомнили хоть о том, что Румпель оставил для Белль заклинание для защиты городских границ, чем валить все на Ингрид. Которой, в общем-то, скорее стоило бы сделать границы города непроницаемыми с обеих сторон, чтобы сестрички не разбежались.

Говорить сегодня буду в основном о румбелле, что понятно. :) Разве только скажу, что в отношениях Регины и Робина, Мэриан и Робина мужик - вовсе не Робин. Смотришь на него и думаешь, насколько же его дамы заслуживают лучшего. Благородство Мэриан, самоотверженность Регины, которая в кои-то веки сознательно отказывается от своего счастливого конца, хотя вполне может его получить, - да только ценой потери уважения к себе. А вот Робину и в голову не приходит мыслить такими категориями, его всю жизнь пинками на честный путь загоняли. (И можно я скажу, что Мэриан, лежащая в том самом склепе, хорошо, если не на той самой лежанке, где Робин с Региной сексовались рядом с ее ледяным телом, вызвала у меня мороз по коже?) Если бы только наконец была забыта и погребена история о зловредном писателе, похитивших у злодеев их счастливые концы! (Я еще раз умилилась этой идее, когда Генри пришел к бабушке Белль, которая просидела в плену у Регины тридцать лет, жаловаться на несчастную судьбу своей мамы. В схватке пустых щей и мелкого жемчуга у нас почему-то всегда самая драма бывает из-за второго). Хотя, знаете, я реально не возражаю, если Румпель с трио злодеек придут к Адаму и Эдди и набьют им морды за то, во что превратился сериал - а то, знаете, уже сами персонажи фигеют. :alles:

Крюк был скучен - ничто так не уродует мужчину, как белый плащ не по размеру. Колин, конечно, старался, как мог, выдать драму, но проще из камня выжать воду, чем из этого пресно-стерильного образа. Кажется, сами креаторы не знают, что делать с мистером Свон, поэтому он продолжает только попадать в передряги и целоваться с Эммой, да и то как-то мимоходом, ибо это уже какой-то Сновинг № 2 вместо интересных отношений получается.

Отношение к Роберту и его герою у меня вышло тройственным. Румпель из флэшбеков был практически первосезонным милашкой - легким, изящным, болтливым и трогательным. (Вот, кажется, дело даже не в том, худеет Роберт или нет - если сам персонаж выписан легко, он юркую ящерку сделает, а вот если Румпельштильцхен уныл - на выходе будет гипножаба). Какое выразительное у него лицо, как он нервно-изящно перебирает пальчиками, когда переживает за Белль... Лучи любви из меня так и били на этих сценах. :) Только что же вы, сценаристы: вспомнили про задвинутые шторы, но забыли на сей раз про надколотую чашечку?

Сторибрукский злодеистый Голд ужасен, ужасен, ужасен! И снова не в хорошем смысле. Он опять бессмысленно болтлив, причем сценаристы за каким-то хреном заставили его дважды произнести патетическую речь про звезды на небе и шляпу волшебника (забыли вычеркнуть повтор из сценария?) Он скалил зубы, косил злобным глазом, по-прежнему откровенничал с Крюком и вел себя настолько как унылый м... чудак, что становилось еще более стыдно за Адама и Эдди - хотя, казалось бы, куда еще? Вы сами говорите, что в Румпеле скрываются глубины - так почему вместо бушующего океана показываете грязную лужу, в которой что-то там булькает? Тупое самодовольство насчет осуществления своих планов, совет Регине дождаться смерти Мэриан, садистические игры с Крюком... оооо, дааааа, психология персонажа прописана на пять с плюсом!

Так что получилось, что в отрыве от контекста сцена на границе города произвела на меня ошеломляющее и душераздирающее впечатление, а вот в контексте, увы, было уже не то: наложение Румпеля разбитого на Румпеля опереточного градус драматизма снижало - и сильно. Да, молящие глаза Голда упрашивают позабыть все то, что этой сцене предшествовало, но все-таки - Белль отвлекла его не от спасения щенят из горящего дома. В начале серии Голд вообще-то сожалел, что Снежная Королева не преуспела в планах уничтожения всего живого в Сторибруке, а потом скалил зубы и вращал глазами, готовясь к моменту своего торжества. И как бы я ни относилась к Крюку, факт остается фактом - Голд убивал человека, раздавливая сердце прямо у того на глазах. Поэтому я не представляю, каких объяснений могла бы потребовать (и спокойно выслушать) Белль в тот момент. "Белль, я могу снять посттравматический синдром только убийством нужного человека, дай мне это сделать, ну пожааааалуйста!" - так, что ли?

В итоге получилось, что на границе города Голд поначалу был просто жалок и неприятно суетлив. Даже когда он пытается оправдаться, то выглядит каким-то алкоголиком, который уверяет, что пьет только для здоровья, да и вообще, эти трезвенники - какие-то подозрительные люди. Он не выглядит сокрушенным - скорее уж юлит и суетится, подыскивая себе оправдания. Не случайна его оговорка: "Я... мы можем получить все, что захотим!" Увы, это было поведение человека, которого поймали с поличным и ласково придерживают теперь за яйца, но он все еще надеется как-нибудь осторожненько их выкрутить из хватки.

Да, когда Румпельштильцхен понимает, что все действительно кончено, и его жизнь и любовь рушатся прямо на глазах, Роберт выдает такой шквал эмоций, и его всхлип "Мне страшно!" пробирает до костей, так что охота за Румпелем бежать через границу Сторибрука с воплями: "Вернись, я все прощу!" - и чувствуется, что Белль сама из последних сил себя преодолевает, потому что если Голд коснется ее щеки, если она обернется и посмотрит на него - она не выдержит и не сможет ни выполнить задуманного, ни уйти от границы города.

Но в то же время я не могу не видеть в этой сцене что-то даже неприятное, возвращение к тому свежеиспеченному Темному, который был настоящим трусом, в отличие от Голда второго и третьего сезонов, который с достоинством встречал смерть и держал лицо даже в рабстве. А этого Голда в самом деле сожрал страх, противостоять которому он может, только, опять-таки, как в начале своего пути, упиваясь своим всемогуществом и жестокостью.

Сразу могу сказать - мне уже большей частью пофиг на убийство Зелены и даже на подмену кинжала как таковую. Меня пугает то, что за этим стояло. А именно - отношение к Белль как к еще одному орудию. Потому как при его уме и ловкости Голд прекрасно мог выкрутиться и с Зеленой, и со шляпой, чтобы превратить Белль в ширму, за которую всегда можно спрятаться, изображая оскорбленную гордость и невинность, да еще исподволь шантажировать: "Я ведь доверил тебе самое ценное, а ну, соответствуй!" Зачем делать из любимого человека мишень для любого злодея, которому захотелось бы получить кинжал, зачем вообще искушать Белль вот этой кинжальной властью? Румпельштильцхен ведь на собственной шкуре убедился, что зарони в голову простому хорошему человеку мысль о возможности бесконтрольно творить добро и причинять справедливость - добром это не кончится. И да, вот этой иллюзией абсолютного доверия, которому Белль так мучительно для себя самой не соответствовала, он подводил жену к полной потере самой себя. Белль растворялась в нем, пыталась быть его достойной, срывалась, впадала в полное самоуничижение, а Румпелю, в общем-то, было очень удобно с тем, что вместо Белль ранних сезонов рядом с ним появляется покладистая степфордская женушка. А во избежание сбоев в программе всегда можно ее заморозить или усыпить. Да, Белль предала его доверие, воспользовавшись кинжалом. Но сколько раз за эти одиннадцать эпизодов Румпель предавал ее доверие?

Тут ведь главная проблема именно в том, что момент для разговоров и объяснений Голд бесповоротно упустил - а когда настал пресловутый час Ч, оказалось, ему вообще нечего сказать, кроме: "Это совсем не то, о чем ты подумала!" Так что, мне кажется, Белль подкосило даже не то, что она увидела чудовище - монстра она видела и до этого, а то, что она наконец-то увидела подлого труса, того, что когда-то превращал людей в улиток и забывал смыть с сапогов кровь служанки; труса, которым Румпель уже триста лет как не был, а сейчас он вернулся.

И да, Белль поступила жестко, и, судя по ее виду, жалела о своем решении в ту же самую секунду, когда приказывала Румпельштильцхену покинуть Сторибрук, но, наказывая его, она не менее жестоко наказывала и себя, а далеко не самодовольно вершила правосудие. Она пожертвовала своим счастьем, своим счастливым концом, чтобы устранить опасность из города. А это, знаете ли, требует мужества. Просто тут, к сожалению, реально была ситуация или - или. Или оставаться созависимой женушкой наркомана, или выскочить из разрушительных отношений, потому как только голая попа на морозе и способна привести человека в чувство. Не привела, да, - но это ли не доказательство тому, что Голд, которого нам сейчас показывают, не угомонился бы, не предпочел бы опять обмануть всех, опять кого-то убить тишком и выцарапать у шляпы свое мировое могущество, потому что это его идея-фикс, и весь четвертый сезон Голд далеко не в адеквате?

Могу только поаплодировать актерской игре Эмили, которая в этой серии наконец-то получила свой звездный час и оттянулась на полную катушку даже больше, чем в "Семейном бизнесе". Да, флэшбек визуально опять вернулся к образу похотливой французской горничной с выпрыгивающими из корсажа сиськами, проститутским макияжем и нечесаной головой, но в поведении Белль было куда больше от девочки из SD, чем обычно. Та же практически детская непосредственность, с которой Белль вытаскивала из шкафа меч, чтобы поиграться, расспрашивала Румпеля про другие страны, ворчала на него за развешиванием белья... И вот эта юная бабуля Генри, предвкушающая великое и путешествие и воюющая с чемоданом, превращается в разбитую, постаревшую, измученную женщину на границе города. Эх, давненько не было такого, чтобы Роберт и Эмили так потрясающе зажгли вместе и сделали сцену общими усилиями - и я уже за это готова простить весь сегодняшний ангст!
О, ждала-ждала этого отзыва! Я пока не смотрела сезон вообще, оттягивала себе удовольствие на каникулы, но по последним отзывам (нахваталась спойлеров конечно) начала бояться, что может и вовсе смотреть не стоит. Но я рада, что все оказалось не так однозначно плохо, и что Белль не такая стерва бездушная, как о ней отзываются. Значит буду смотреть.:)
Ох, но как же жаль все равно, что они в эту сторону стали Голда развивать :((
По-моему, для определенной категории зрителей Белль - как та невестка из неприличного анекдота. :) Всячески поддерживает Голда - дура безвольная, дает ему отпор - стерва, как посмела мальчика обидеть! Это не отменяет моего недовольства тем, какой мебелью Белль сделали в этой половине сезона и каким нелепым одномерным злодеем выставили Голда, фактически убив все развитие персонажа, которое он совершил за прошлые три сезона, но этот эпизод в каком-то смысле смотрелся даже освежающе, ибо сцена получилась мощная, и если бы я не боялась, что она - всего лишь прелюдия к очередной 11-серийной меБелльности и козлоГолдовости, я бы даже в восторге была, ибо чего не хватало сериалу долгое время - так это настоящей, жизненной драмы. И это особенно остро чувствовалось на фоне чересчур приторных отношений Эммы с Крюком и мыльных страстей Регины и Робина, у которых драма вроде и была, но к их настоящим проблемам вообще никакого отношения не имела.