хорошо!

"Хоббит. Битва пяти воинств" - вторые впечатления :)

Надо признаться, через три дня не стало легче собрать мысли по фильму в кучку. О чем ни начинаешь думать, получается сплошное "Да, но..." Крайне неровный фильм, сшитый на живую нитку - по факту, собрание разрозненных эпизодов под одним названием, скорее заготовка или черновик для прощания со Средиземьем. Ругать его можно долго и злобно, но почему-то не хочется, а хвалить... тоже как-то сразу не придумаешь, за что. :nope: Все же главная эмоция, оставшаяся у меня после просмотра, - легкая, приятная, ностальгическая грусть и сожаление по сбывшемуся и несбывшемуся в фильме, по знакомым, полюбившимся персонажам, по уходящему Средиземью. Даже, пожалуй, по тому, что "Властелин колец", которого хотелось бы дожидаться в будущем, в реальности давным-давно снят, и хочется продолжения истории, которого не будет, потому что оно есть. :alles: И, в общем-то, если говорить об эмоциях, то сантименты, вот этот самый last goodbay, перекрывают более практические претензии.



[Туда и обратно]Но все же пробегусь по моментам, которые зацепили в фильме (чаще всего, как обычно, в отрицательном смысле). Во-первых, конечно, не могу не побухтеть, что растягивание убийства Смога на два фильма показалось мне лишним, потому как в начале "Битвы" смотрелось уже несколько... неактуально, если так можно выразиться. Лучше бы его сделали кульминацией "Пустоши", которой явно не хватало яркой, во всех смыслах, финальной точки, вместо аркадных побегушек в Эреборе. И после этого можно было бы выдохнуть (на секундочку) и приготовиться морально к новым испытаниям в последнем фильме, а так большой и страшный эпизод показался мне проходным, просто закуской к основному блюду. Ну, как-то трудно было перестроиться: вот у нас живой дракон, главная опасность, а вот уже дракона нет, и нахрен он кому-то сдался, и причем тут вообще был дракон.

В итоге история для меня как-то запнулась на полуслове, и дальше продолжалась столь же невнятно. Одна из главных моих претензий - сколько бы сам Джексон не говорил об аллюзиях на реальность, сколько бы ни давил шекспировскими страстями обезумевшего Торина, а вышло так, что у Толкина с его историей Первой мировой для маленьких все равно как-то четче акценты оказались расставлены. Помнится, меня в дошкольном детстве больше всего поразило в "Хоббите" то, что гномы, вместе с которыми переживаешь приключения, которым сочувствуешь, за которых болеешь, - в общем, хорошие ребята, каким бы противным ворчуном ни бывал Торин, - из-за кучи золота превращаются в злых спесивых сволочей. И не нужно никакого дракона, никаких гоблинов, чтобы "хорошие ребята" забыли про дружбу и порядочность и начали друг другу глотки рвать. Не скажу, что в Битве совсем этого нет, но акцент, ИМХО, несколько сдвинут на возвращение Саурона, на злобные полчища злобных орков (которые хотят грабить и убивать именно потому, что они злобные орки), на родовую вражду с Азогом, в конце концов (от которой у меня зубы сводило еще в первой части).

Интересные моменты есть, конечно. Например, "драконья болезнь" Торина, причину которой можно увидеть не в банальной алчности, а в искушении силой как таковой. Наследник трона, потерявший дом, практически всю семью, испытавший немало унижений, гонений, тяжелого труда, вдруг возвращает себе все! Это для окружающих Торин Дубощит - друг, предводитель, настоящий король, честный человек гном, которым они восхищаются, кого они уважают, а для него-то самого этот Торин, как бы ни заворачивался он в плащ царственного пафоса, - "ничтожный гном", скорее бродяга, чем король в изгнании, вечно вынужденный что-то выпрашивать, довольствоваться малым, глотать отказы и насмешки. И Торин хочет из полного кубка пить величие, забыть о слабости, вынужденных союзах, необходимости делиться, в конце концов. Аркенстон для него - это символ величия, достоинства, иллюзия того, что можно вернуться к истокам и сделать вид, что не было всех этих лет слабости и отвержения. С другой стороны, как ни крути, эти роскошные выводы я делаю на основании одной коротенькой сцены, а в остальном внутренний мир Торина остается далек и непостигаем - да и зачем, в общем-то, внутренний мир такому шикарному мужику с точеным профилем, огненным взглядом и вечно развевающимися волосами? :gigi:. Хотя нет, вру, была еще (до предсмертной речи) милая сцена с Торином, Бильбо и желудем, где на мгновение проснулось в Торине что-то человеческое гнумское - а именно, способность хотя бы понять, если не оценить простые человеческие радости, а не всем видом изображать: "Мы, цари, работаем без выходных".

Гномы, к великому моему разочарованию, превратились в серую и почти бессловесную массу - даже Фили и Кили задействовали и наполовину не так, как могли бы. (И очень жаль, что ПиДжей не решил обратиться к канону и заставить противостоять Торину не только племянников, но и совершенно неожиданного, казалось бы, Бомбура). Значимых сцен (да и то небольших) удостоились только Двалин и бедный Балин. Бедный - потому как действительно сердце щемило от того, как долгожданное возвращение в родные стены обернулось для Балина только новым кошмаром: очередная война, безумный король... причем король, на которого он столько надежд возлагал, тот самый Торин, которым он так гордился! Вот почему было не дать больше сцен и остальным гномам? Их эмоциям от возвращения в Эребор, их доверию Торину, которое постепенно сменяется недоумением и беспокойством, но привычка верить ему слишком сильна, чтобы они решились оспаривать самые сумасшедшие его решения? Фили - как старшему, как наследнику - уж точно можно было бы дать слово, а он большую часть фильма пробегал статистом - видимо, мысленно подготавливаясь к неизбежному закланию.

Кили и Тауриэль... Ну, тут как всегда: если тем, кто килиэль не переваривает, этих отношений было слишком много, то я печально смотрела на выданные крохи вместо предвкушаемого пиршества. :tease3: Уж лучше бы вместо непонятного и ненужного похода Леголаса и Тауриэль в Гундабад выдали бы парочку щемящих сцен, подготавливавших к печальной развязке. А то додавали пейринг как-то внезапно, на бегу, без плавных переходов, как будто вываливали из самосвала прямо на голову. Ну что это за фигня: по сути, три сцены, в одной из которых Кили ухитряется сразу признаться Тауриэль в любви, позвать ее с собой (даже странно, что не сразу замуж!) и сунуть камешек, во второй умирает, а в третьей Тауриэль достается только хладный труп? Нет, мне понравилось, как эти двое смотрели друг на друга, но во второй части зарождающиеся чувства были сотканы из тонких маленьких моментов, а в финале получилась скороговорка и сумятица. :nope: Впрочем, этими словами я весь фильм могу охарактеризовать, увы.

Зато какую пару могу однозначно окрестить пейрингом года - так это Гендальф/Галадриэль. До сих пор теряюсь в загадках - зачем все-таки была нужна пылкость чувств между этими двумя? Например, можно видеть тильбо, а можно видеть мужскую дружбу, все отдано на откуп зрительской испорченности, а вот здесь было трудновато отыскать неиспорченный смысл в этих долгих отчаянных взглядах, цепляниях за руки, самом факте, что на протяжении всей сцены эти двое были сосредоточены только друг на друге. Даже шепот Гендальфа: "Моя госпожа" звучал как-то... интимно. :eyebrow: Это как-то отвлекало от изгнания Некроманта, в котором я, впрочем, ничего не поняла. Почему Галадриэль превратилась в Панночку? Почему Саурон ее испугался? (Хотя это более-менее понятно, ибо выглядела бессмертная эльфийка просто ходячим трупом...) Для чего нужна была группа поддержки в лице Элронда и Сарумана, если якобы слабеющая Галадриэль в итоге справилась со всем одна?

Бильбо очень хорош, что тут еще скажешь - Мартин выложился на все 110% процентов и создал образ сильного "маленького человека", который не только может пережить страшные испытания, не поддаться безумию окружающих и отстоять свои принципы, но и суметь не сломаться после всего перенесенного, вернуться домой, к своим книгам, саду, носовым платкам - и жить дальше. С печалью на сердце, тяжелыми воспоминаниями, но не потеряв себя и не разучившись радоваться окружающему миру. Но все же роль хоббита по сравнению с книгой очень сильно порезана, он слишком часто обслуживал только психологические нужды Торина, и мне реально не хватило взаимодействия Бильбо с Трандуилом и Бардом.

Особенно с Бардом - ведь они с Бильбо чем-то близки в своем подходе к жизни, разве что Барда, конечно, всеми силами вытягивали до Арагорна большого человека. А ведь можно было бы показать растерянность и неуклюжесть человека, который по канону всего лишь вдовец с тремя детьми, рыбак и контрабандист, совершенно не привыкший иметь дело со спесивыми королями, загадочными волшебниками и ответственностью за целый город. Что может чувствовать простой хороший человек, не посвященный в тонкости многовековой вражды эльфов и гномов, считающий войну за цацки абсурдом, а на него вдруг сваливается такая ноша? Сцена переговоров с Торином через стену была хороша, но дальше в политике Барда как-то ловко задвинули в тень Трандуила, а хак-эн-слэш в захваченном орками Дэйле к психологическому портрету ничего не добавляет, знаете ли.

С Трандуилом все вообще странно. Ничего не могу сказать - Ли молодец, потрясающе выдает бессмертного эльфа, но, такое чувство, сам не знает, что делает в фильме. ПиДжей этого не знает тоже, как и сценаристы, поэтому в основном просят Трандуила красиво ходить туды-сюды, всем видом изображая загадочность и непонятость и выдавать неожиданные реплики. Так, например, мне очень хотелось бы понять, зачем вообще Трандуил, так демонстративно отгораживающийся от неприятного внешнего мира, с армией поперся в Эребор отбирать свои бусики. Видала в инете предположение, что это были драгоценности его жены, и таким образом камни нужны ему как символ (опять-таки, параллель с Аркенстоном) навсегда утраченного мира, за который цепляется и этот король, страшащийся будущего, но в фильме, насколько помню, это никак не обозначено. В итоге смысл второго похода к Одинокой Горе (как, впрочем, и первого) остается неясной. Так хочет или нет Трандуил воевать? Собирается воевать за бусики, а против орков не собирается? Заботится ли о людях, раз привез им еды, или преследует только свои цели? Телепатически зрит в корень (внезапно осведомлен о том, что в его дворце шастал хоббит, у Тауриэль есть чувства к гному, а у некоего Бродяжника - большое будущее) или не видит дальше своего носа, раз готов отступить в свой лес и почему-то надеяться, что орки и Саурон не доберутся до него? У книжного короля эльфов пусть и не было имени, но логики имелось куда больше.

Об отношениях Трандуила с Леголасом, Тауриэль и внезапной покойной мамой Леголаса, такое ощущение, сценаристы тоже не имели не малейшего представления, поэтому актерам приходилось импровизировать (кто в лес, кто по дрова) на ходу. В итоге предполагается, что чувства к Тауриэль имеет Леголас, но, ей-ей, скорее уж его папа реагировал на беглянку как на сбежавшую любовницу, - не зря именно с ней взахлеб о любви и беседовал. Эмоций было больше в разы, и все они слабо ассоциировались с отповедями владыки (бывшему) капитану стражи или даже приемного отца - воспитаннице. В общем, не зря Ли Пейс и Эванджелин на премьере вовсю целовались. :tongue: Леголас же большую часть фильма смотрел на Тауриэль, как на коровью лепешку проходил с каменным лицом, что я всерьез подозреваю - Орландо просто боялся шевельнуть хоть одним лицевым мускулом, чтобы штукатурка с фасада не осыпалась.

История о мифической матери Леголаса просто умоляет быть рассказанной, потому как вообще неясно, к чему в фильме были отрывочные упоминания о ней. ОК, она погибла в Гундабаде (непонятно при каких обстоятельствах), Леголас ее не помнит, а Трандуил так страдал, что сам не вспоминал о ней и сыну ничего не рассказывал (в результате такого воспитания Леголас приучился ходить с каменной мордой и не ведать слов любви - тоже вариант). Но причем тут слова: "Твоя мать любила тебя больше жизни", которые в финале Трандуил преподносит сыну как некое откровение? Орки похитили маленького Леголасушку и утащили в Гундабад, а мамо отбила его ценой собственной жизни? Или Трандуил на самом деле хотел сказать: "Не уходи, сыночек, ты у меня единственный свет в окошке!", но постеснялся и перевел стрелки на жену?

Ладно, вернусь к битве. Скажу коротко - не понравилось. То, что так эффектно выглядело в трейлерах, в реальности распалось на множество маленьких сценок и эпизодов, которые казались слабо связанными между собой. Да-да-да, я опять вспомню Хельмову Падь и то ощущение нарастающей тревоги, неуверенности, краткой вспышки надежды, когда приходят эльфы, а потом снова - тяжелой, безнадежной, отчаянной мясорубки, когда, казалось бы, помощи ждать неоткуда, и остается только продать свою жизнь подороже. Настроение, которое прекрасно подошло бы Битве Пяти Воинств, где ситуация еще отчаянней: горстка людей, горстка гномов, горстка эльфов среди разоренного края, смерть грозит отовсюду, а врагу нельзя отдать ни пяди земли. Подошло бы... но его нет. :nope: И сражаются, и гибнут персонажи как-то чересчур деловито, не хватало ощущения хаоса, кровавой неразберихи в гуще боя, особенно когда Фили, Кили и Торина стали выдергивать одного за другим для последовательного уничтожения. Опять-таки, Боромир умирал намного героичнее и драматичнее, чем эти слабаки, которые не то что толпе врагов не могут дать отпора, а битвы один на один не выдерживают. :alles:

Ну, за исключением Фили, конечно, которого прирезали просто мимоходом, да еще заслав в настолько откровенную (аж неприлично) ловушку. И он просто дал себя схватить, а не сражался до последнего, так что Торину могли бы притащить и показать только окровавленный полутруп? :upset: И если - забегая чуточку вперед - в сцене убиения Кили с долгими взглядами переборщили, то здесь как раз не хватило этого самого долгого последнего взгляда, чтобы, знаете ли, щипало и замирало, чтобы можно было осознать смерть надежного парня, преданного брата и племянника, на которого, надо думать, Торин возлагал столько надежд, а теперь особенно должен был бы прочувствовать, что его будущее рушится. Но нет - прирезали одного, переходим ко второму.

В прелюдии, так сказать, к убийству Кили мне совершенно не понравилось, как из Тауриэль, которая в прошлой части разила врагов пачками, не вспотев и не запыхавшись, сделали такую слабую женщину, что прямо неловко за нее. Тем более, что Леголас того же Больга потом завалил, на сей раз даже носа не разбив, а Тауриэль с Кили не смогли совладать всего-то с одним орком! (Еще один момент, из-за которого мне не понравились махачи один на один). Среди наседающих толп орков эта смерть смотрелась бы просто эффектнее. И еще одна большая претензия - зачем надо было почти убивать, а потом исцелять Кили в прошлом фильме, лишь для того, чтобы добить его в этом окончательно? Мы все это уже проходили, только сначала с хэппи-эндом, а теперь без оного. Ну и вообще, чего-то не хватило для создания того эффекта, который бывает от старых фильмов о войне: ужаса, горя и скорби о тех, кто умирает юными, и вместе с ними умирают все их надежды, планы, мечты о любви... Повторюсь, смерть племянников Торина для меня, и в первую очередь именно Кили - это гибель будущего Эребора, погибает молодое поколение, яркое, доброе, открытое всему новому... Да, придут новые герои, но этих уже не будет никогда, и они свой вклад в будущее Средиземья уже не внесут, вот что страшно! А в итоге получилось трогательно, печально, но не душераздирающе.

И, кстати, я всей своей доброй шипперской душой желала, чтобы Тауриэль дали немного оплакать Кили, а потом бы она вернулась в бой и таки сложила голову за то же будущее Средиземья. Иначе ради чего надо было придумать такого персонажа (опять-таки, открытого новому, активного, неравнодушного), а потом превратить ее в очередную девицу в беде и вовсе бросить на полдороге? Если у нее, что естественно, нет будущего в ВК, значит, история должна была закончиться здесь и сейчас, а не сойти на нет, как мне кажется. :-(

Гибель Торина тоже оказалась огромным разочарованием. Во-первых, мне надоели эти бесконечные махачи с Азогом, во-вторых, именно этот махач выглядел особенно наигранным, и по сравнению с ним эпическое сражение под елкой кажется просто шедевром - именно потому, что там Торин шел на Азога в последний и решительный бой, а здесь доигрался до смерти исключительно потому, что собрал на себя все штампы из фильмов о блондинках, прущихся ночью в полнолуние в проклятый дом среди кладбища. :-( Слишком картинная, неестественная обстановка, пустота вокруг, идиотское оружие Азога (премию Дарвина за проламывание льда вокруг себя!), потом подледная охота орка... я бы из всей этой сцены оставила только финал, где Торин дает себя убить, чтобы самому дотянуться до врага, да предсмертную речь, ну и рыдания Бильбо под пролетающими орлами.

Вообще, я смотрю, понаписала я уже целую простыню, а претензий можно выкатить еще на столько же, так что пора закругляться. :) Скажу еще только, что отчаянно не хватило нормальной концовки. Да, возвращение Бильбо в Шир - это хорошо и печально, но похороны Торина, коронация Даина, примирение народов, прояснение судьбы Аркенстона (который просто исчез из повествования!) и пресловутых бусиков Трандуила - где? А где прощальный взгляд на всех персонажей, с которыми мы расстаемся навсегда, ведь ко времени действия ВК многих из них уже просто не будет в живых, как Барда, Балина, Оина и Ори? Да, мне понравилась сцена с тихим прощанием с гномами у ворот Эребора (и в их ряду в самом деле ощущались зияющие пустоты там, где могли - должно были бы - стоять Торин, Фили и Кили), но ее было отчаянно мало. С другой стороны, вот пишу я об этом, вспоминаю лица персонажей, и на меня такой катарсис, такая сладкая тоска и сожаление накатывают, что все-таки ПиДжей со своей задачей справился, наверное, и все вышеперечисленные недостатки все же не мешают фильму быть в целом душевным зрелищем. :)
скажу о своём: благодаря фильму захотелось прочитать таки Властелина колец, один раз пыталась, после Хоббита, не пошло....
ребёнок в восторге, очень впечатлился, особенно убитием дракона:)
Я "Властелина колец" когда-то прочитала именно после "Братства кольца" - спасибо Джексону, что пробудил желание ознакомиться с оригиналом, а то ведь до того пыталась - и пары страниц одолеть не могла, все казалось скучным. Правда, Толкиеном так и не прониклась, но хоть получила представление о классике. :)
Наконец-то я тоже посмотрела! Очень похожие впечатления: очень много придирок, но общее впечатление все равно сильное.
Хотя не хватило эмоционального накала, такого как во втором фильме по ВК. Хельмова падь, да, для меня это тоже самое сильное впечатление от трилогии - да и вообще, наверное,действительно, сильнее по воздействию я не припомню таких сцен.
Хотя в нескольких моментах - например, когда гномы встают в "черепаху" - а из-за их спин вылетают эльфы, это было мощно, да.
Совершенно непонятно, зачем было приплетать земляных червяков - если только Питер Джексон не был фанатом "Дрожи земли" в юности. Их показали, а потом все про них благополучно забыли.
Тоже самое с армией орков из Гундабада - куда они в результате делись непонятно, неужели их всех орлы унесли?
Жалко, что не выдали Фили героическую смерть за Торина - с Кили то понятно, а Фили как-то совсем по глупому погиб.
Прощальной сцены, хотя бы с парой слов про героев - кто стал Королем под горой вместо Торина, что случилось с людьми из города, куда делся Аркенстон наконец - да, этого явно не хватало.
И Бильбо было маловато, тем более что Фримен в этом фильме особенно пронзительно сыграл. Он, конечно, идеально на роль подходит.
А еще не хватало мудрого Гэндальфа.
И странно, зачем ему организовали "отношения" с Галадриэль? Чтобы на него не лег отсвет нетрадиционной ориентации Дамблдора? :)
Из "нововведений" больше всего понравился помощник бургомистра, забавная нотка снижающая пафос была очень уместна.
Но вот как Бильбо прощался с Торином, и уговаривал его не сдаваться, твердил про орлов - вот это ну очень трогательно, даже сейчас пишу и слезы наворачиваются.
Хорошее кино, чего уж. :)
Да, накала эмоций не хватило. :( Все же на третий фильм я шла с ожиданием именно мощнейшего удара по всем больным точкам из-за неминуемой гибели Торина с племянниками, похорон и примирений над трупами. А Фили, да, убили как-то странно и мимоходом. Вполне реалистично, может быть, но все же подобный реализм в истории, где герои пачками вырезают орков, катаются в тачках по расплавленному золоту и бегают по воздуху, вот так просто взять и прирезать Фили как куренка... Такое ощущение, что опять какую-то более драматичную и развернутую сцену для режиссерской версии приберегли.

Момент с выпрыгивающими эльфами был ярким, но меня все же удивило, что эти лучники хотя бы одного залпа не сделали, а сразу кинулись на орков с оружием ближнего боя, как будто торопились умереть побыстрее. :))) Не удивительно, что почти проиграли сражение, раз полководец, командный пункт и какая-то тактика были только у орков. :) И да, историю с подходом второй армии как-то совсем замяли. Они же должны были подойти через пресловутую Воронью Высоту, но почему-то и Торин, и Кили бились со своими немезидами практически один на один.

И Бильбо, да, не хватило. :( Все же его сильно, на мой взгляд, отодвинули в тень ради Торина, доверив опять-таки роль Ватсона при Холмсе - роль этакого восхищенного друга. А ведь это как раз Бильбо в конце концов вызвал восхищение у Торина и в книге много и активно взаимодействовал с другими персонажами, заслужив уважение и от эльфов, и от людей.
Шикарная рецензия! Подписываюсь под каждым словом.
Разрешите репостнуть к себе в жж? :)