чтение 3

Стивен Кинг. "Доктор Сон"

Итак, я сделала это - впервые за почти полгода прочитала книгу для собственного удовольствия! *здесь должен быть особо кровожадный смайлик*

Главный несомненный для меня плюс этой книги - она читалась легко и на одном дыхании. (Выгодное отличие от "Дьюма-Ки", которую я штурмовала зимой и сдалась через несколько десятков страниц от того, что риск умереть от скуки мог появиться раньше, чем появился бы повод умирать от страха). Но в этом же плюсе скрывается и один из двух самых больших минусов романа - да, он бойкий, да, не загружен сожалениями о коле за пять центов и леденцах по центу за штучку, да, в его слоге не вязнешь, как в иных кинговских книгомонстрах... но по прочтении остается ощущение, что автор "Доктора Сна" - кто-то (или что-то), выдающий себя за Кинга. Это даже не "меня пугают, а не страшно", что разочаровывало меня во многих других его поздних романах, а "и не пугают, и не страшно", что вообще странно для продолжения "Сияния".

И это второй главный минус. А по важности для меня, пожалуй, и первый. Потому как занимательный триллер от Кинга читается с удовольствием, но вот продолжение истории Дэнни Торренса... Разочарование - это самое мягкое из чувств, не включающих желание взять клюшку для роке и пойти сеять ТРЕМС.

[Спойлерно]Дело даже не в том, что судьба Дэнни (точнее, уже Дэна) и особенно Венди складывается так, что не шибко они и выиграли, выжив в "Оверлуке", - первый начал превращаться в такого же алкаша-психопата, как и его отец, вторая прожила нескладную, одинокую и тяжелую жизнь, прежде чем умереть молодой от рака легких. Просто после первых страниц, заполненных любовными (чисто по-кинговски) описаниями дерьма, рвоты, разлагающейся плоти, семейного насилия и уходящих в слив вселенского унитаза жизней начинается какой-то славный дядюшка Диккенс.

В жизни Дэна все было плохо - он пил, дрался и воровал последние деньги у матерей-одиночек - пока он не встретил Анонимных Алкоголиков, которые открыли ему путь к мечте - управлять игрушечным поездом! И начинается повествование, достойное брошюрок АА, как Дэн бросил пить и стал достойным членом общества. Но ладно бы при этом он оставался главным героем - на самом деле, Дэн обязан быть мастером Йодой для еще более крутой сияющей - супердевочки Абры, которая такой славный, умный и взрослый не по годам сначала ребенок, потом подросток, что опять хочется взять клюшку для роке и...

А никто не берет. Нет, конечно, у нас есть целая компашка злодеев, этаких энергетических вампиров, которые питаются чужим сиянием, зверски убивая невинных детишечек, и, разумеется, Абра - это самая желанная их цель... Но вот представьте: на одной стороне - куча тупых самоуверенных отморозков, на другой - супергерла, окруженная заботами и попечением не только Дэна, но и еще компашки инициативных и обожающих Абру взрослых?

В общем, после такого как-то неловко вспоминать отрезанный от мира отель "Оверлук", "это бесчеловечное место, превращающее людей в чудовищ", и беспомощных женщину с ребенком, находящихся во власти как жестоких призраков, так и агрессивного алкоголика, и еще неизвестно, кто был страшнее, ибо эта история могла произойти и без всякой мистической составляющей, что и делало "Сияние" таким пугающим.

В "Докторе Сне" нет места ни безнадеге, ни отчаянию, ни беспомощности слабого и уязвимого перед сильным и злобным. Даже когда кажется, что сейчас начнется страшное, оно никогда не начинается, но и слегка страшное не заставляет как следует поволноваться за героев - Кинг как будто так хочет вознаградить героев напоследок, что бессовестно им подыгрывает, как можно быстрее сворачивая их испытания. Возможно, именно это он и имел в виду, когда подчеркивал в послесловии, что "Сияние" было написано алкашом и наркоманом, а "Доктор Сон" - примерным отцом, дедом, мужем и писателем. Но в итоге, когда внутренние демоны оказались надежно заперты во внутренних сейфах и даже послужили делу добра и нравственности, результат оказался неплох как отдельно взятый триллер о сверхъестественном, с посрамлением зла и (увы!) семейными тайнами, но к "Сиянию" он притянут за уши, да так, что смотрится беззубым заморышем на фоне настоящего монстра.
Хм, интересный отзыв... Хоть и не знаю теперь - читать али нет. Сначала "Мобильник" дочитаю, а потом гляну!
Я рассуждаю с позиций человека, на которого в свое время огромное впечатление произвело "Сияние" (которое до сих пор для меня одна из самых страшных когда-либо читанных книжек) и который в жизни боится алкоголиков, так что воздействие было двойным. :) А тут просто получилось не совсем то, чего я ждала. Но, повторюсь, скучно не было, только не хватило ожидавшейся безнадеги и кошмаров.
Тебе безнадёги и кошмаров не хватает в реальной жизни?) Ггг. Ну, ладно, я пошутила) Про безнадегу не хочу читать( а вот ужасов мне надобно! Но, знаешь, Лиля, мне как-то (ну пока во всяком случае) страшилистность Геймана того же более пугающа, чем Кинг. Но я еще беби-кингознаток, так что "Сияние" скачано...)
О, на мой взгляд, в историях о кровожадных призраках и зомби привлекательно именно то, что, закрыв книгу, можно сказать: "Ну, хотя бы ЭТОГО в реальной жизни не бывает!" (или почти не бывает, но не к ночи будь сказано). :))) Вообще, я бы хотела когда-нибудь почитать литературу о книгах ужасов, ибо кажется мне, какой-то дополнительный психологический смысл помимо щекотания нервов в этих историях присутствует, ибо вот я хотя ужасно боюсь страшных историй, а сама их запойно читаю. :)))

А вот с Гейманом у меня как раз та история, что была наслышана и идеологически обработана насчет его крутости, а сама начала читать - и что-то не прониклась. Но я бралась за "Добрые предзнаменования", может быть, стоило с чего-то другого начать.