черно-белое

К нам сегодня приходил..., или True Detective



Кажется, все мои отзывы на сериалы содержат слова: "неоднозначные впечатления", и этот раз исключением не станет. :)

Впечатления неоднозначные, да. Плюсов однозначно больше - в их копилку и стильная заставка, и нескучно снятая картинка, и отличная работа с характерами (самый жирное и бесспорное достоинство), и своеобразная атмосфера болотистой Луизианы, и микс жанров. Только подумаешь, что действие ограничится неспешной философской болтологией, как начинается бодрый (едва ли не до пародийности) экшен; потом внезапно наступает бытовуха безо всяких прикрас, которую сменяет американская готика, но мистический триллер сворачивает в сторону человеческой драмы. По ходу просмотра вспоминался то "Броадчерч", то Стивен Кинг, то "Шерлок", то "Не грози Южному централу", а "Твин Пикс" икался практически постоянно, но ощущения вторичности не возникало: если и было переосмысление классических тем, то очень качественное и вдумчивое.

[Спойлеры; включая тот, что убийца - дворецкий]
Ну а заставка так и вовсе, ИМХО, маст си. Атмосферу сериала передает на 110% процентов. :)





Один герой - Марти, весь такой хороший американский коп, жена, двое детишек, верность долгу, семейные ценности. Второй - Раст, косплеит Камбербертча лучше, чем сам Камбербетч, высокоорганизованный эгоист инфантил аутист, гениальный детектив, непонятный серой массе и сыплющий хлесткими афоризмами. Они напарники, бла-бла-бла. Им надо раскрыть загадочное убийство, бла-бла-бла. Преодолеть свои различия и подружиться, бла-бла-бла.

Но тут-то и начинается самое интересное - в плане героев. Само собой, ожидаемо, что герои окажутся интереснее собственных масок, и хороший парень не так-то благостен, а надменный гений - не такая уж бесчувственная машина для раскрытия убийств. Но самое вкусное, как именно раскрывают их характеры! (Причем в этом плане сначала мне казался интереснее (опять-таки, само собой) одинокий волк Раст, но потом я решила, что внешне неэффектный Марти все-таки сложнее).

Мне даже непросто сформулировать, что же так круто в Марти. :) Может быть, то, что в нем, не приплетая трагедий, психических отклонений и тонкой душевной организации, показали, что один и тот же человек может быть хорошим парнем и в то же время распоследним мудаком (сорри, но иное слово мне на ум не шло после некоторых сцен). Он кондовый шовинист, так что даже при ровном отношении к феминизму моя внутренняя Богиня периодически просыпалась и жаждала врезать ему сковородкой. Ибо это типичный самодовольный мужЫк, который считает, что раз уж он пять дней в неделю спасает мир, предназначение красавицы жены и прелестных дочек - крутиться вокруг него, любимого, и создавать ему подходящую обстановку для отдохновения. А если жене плохо и тошно, так это потому, что даже ее мать считает ее стервой, а не потому, что в семейной жизни давно назрел разлад.

Разумеется, он изменяет жене. Разумеется, чистосердечно продолжает считать себя безукоризненным семьянином и страшно ревнует, если жена просто примет мужчину на кухне в его отсутствие. Любовницу он ревнует бешено и кулаками вбивает в ее ухажеров представления о частной собственности. Но о разводе, разумеется, речи не идет. Для него ведь семья - главное. Святое!

Из-за этих кобелений Марти в какой-то момент я начала страстно желать, чтобы таки он оказался главгадом и его жестоко замочили в хэппи-энде. Но в том-то и дело, что Марти - за вычетом безудержного козлизма, взрывного характера и почти тотального отсутствия самокритики - все-таки хороший человек. Из тех, кто отдаст свои деньги малолетней проститутке, чтобы она изменила свою жизнь, или поддержит нелюдимого и непонятного ему самому товарища, не совершит подлости по отношению к друзьям (даже несмотря на старые счеты) и не изменит справедливости. В разведку с ним можно идти без колебаний, в личной жизни - бежать от него со всех ног. Причем Марти сам смутно осознает свою ограниченность, даже страдает от нее, но не обладает должным уровнем рефлексии, чтобы перерасти эту кондовость как свойство характера, а не демонстрировать редкие вспышки искренности и понимания.

С Растом другая история. Из-за того, что он весь такой Шерлок, тонкий, умный и загадочный, им вначале я прониклась больше, потом начала сомневаться - как раз из-за того, что он весь такой Шерлок, в него было труднее поверить, чем в Марти: ей-ей, детективы с семьей, брюшком и пивком выглядят куда более реальными, чем утонченные инопланетяне! Но в конце как-то обе ипостаси Раста (гений и бармен-алкоголик с обвисшими усами) гармонично сошлись в моем представлении, и я перестала заморачиваться из-за его нездешности.

В общем, пожалуй, нездешность Раста - следствие не осознаваемого им переизбытка ума, не снобизм, а вытекает из его маленького персонального ада, в котором Раст живет после смерти дочери. И его существование - это череда каких-то захлопывающихся перед носом дверей, исчезающих возможностей примириться с собой (до самого финала) и насладиться жизнью. Смерть ребенка обрубает шансы на личное счастье, порождает страх перед отношениями и возможностью нового отцовства; четыре года работы под прикрытием, среди наркоторговцев и отморозков всех мастей окончательно калечат психику; луизианская бытовуха, когда он действительно пытается вернуться в обычную жизнь заканчивается полным крахом и в профессиональном, и в личном плане. Он всюду "лишний человек", неприкаянный и отверженный, и страдает от избытка рефлексии так же, как Марти - от ее полного отсутствия.

И в этом плане - взаимодействия интересных характеров, несопливой мужской дружбы, житейской драмы - сериал практически идеален. А вот собственно детективно-триллерная часть, увы, намного стандартней. Нет, и тут все снято качественно, увлекательно, где страшно, где захватывающе, где с юмором, но... но... но...

К сожалению, такое чувство, в современном триллере есть только три кандидата на роль убийцы: представитель государственной власти (как социальная составляющая), педофил (на злобу дня) и культист (потому что на культ можно свалить все, что только валится). Здесь же - трам-пам-пам! - во всем виноват... культ педофилов у власти. :budo: :alles: :facepalm3: Из-за подобного решения, честно говоря, сериал в моих глазах потерял пару баллов, ибо, звиняйте, трудно поверить мне в существование богатой семейки, на протяжении поколений поклоняющейся Ктулху Желтому Королю хрен знает кому, растлевая и убивая детей, - но при этом история-то начинается с убийства взрослой (и не такой уж молоденькой) проститутки! Сериал-то у нас типа реалистичный - хотя, надо сказать, умело балансирует между бытовухой и мистикой, которая тут уходит корнями не в Лавкрафта, а в Амброуза Бирса. И, пожалуй, будь мистический элемент сильнее выражен, я бы проглотила странные личности виновных с большим энтузиазмом, ибо в "Твин Пиксе" было примерно то же самое, да и душная атмосфера тайны, странных намеков на странные места, зловещих амулетов и мертвая девица в короне из рогов разнеживали и будоражили воображение - уж не говоря о том, что эта мистика на редкость органично вписывалась в антураж! А вышло немножко ни туда и ни сюда - хотя финал все же получился душевным, красивым и умиротворяющим, что дорогого стоит. Так что второй сезон - уже со скелетом на дороге и другими главными героями - ждать буду, особенно в надежде на то, что там получат объяснение и раскрытие некоторые второстепенные линии, которые в этом сезоне показались забытыми и/или провисшими.
Ходили слухи, что во втором сезоне должны появиться Мэгги с дочерьми, поэтому я надеюсь, что если это правда, то объяснят, почему Одри в девять лет рисовала порнографические картинки и разыгрывала в куклы сцены группового изнасилования. Все же, думаю, с ней что-то произошло в детстве...