дождливая ночь

Киносуббота

Ну вот, все как всегда! Ждешь выходные, надеешься, как культурно отдохнешь за эти два дня... а в результате приходит оно - ОРВИ. :( Какая-то самозарождающаяся болезнь, потому что холодного не пила, на сквозняке не сидела, всю неделю чувствовала себя нормально, а в субботу скосило. В итоге пришлось посвятить выходной культурной программе - посмотрела аж два фильма с Карлайлом.

Первым стал "Класс 76", он же "Одноклассники". Соблазнилась им из-за того, что жанр был обозначен как детектив + триллер + мистика, а я такое сочетание зело уважаю. Да и завязка давала большой простор для поиграться: странный тип, посетив место в лесу, где тридцать лет назад убили его одноклассницу, совершает самоубийство, бросившись под грузовик. При этом он оставляет диктофонную запись, на которой уверяет, что и его смерть, и смерть еще нескольких его одноклассников, - не суицид и не несчастные случаи, их всех убили. И началось все именно тридцать лет назад.
Но реальность, к сожалению, надежд не оправдала. Такое ощущение, что перед сценаристом поставили вызов - собрать ВСЕ штампы жанра за две серии, и он честно громоздил их один на другой, не задумываясь о том, куда их столько. Из-за этого в истории постоянно вылезали хвосты никуда не ведущих линий, а основной сюжет, поначалу развивавшийся бодро и интригующе, разродился невнятной финальной скороговоркой. Не оставляло ощущение, что это никакой не двухсерийный фильм, а пилот к неснятому сериалу.
Действие, само собой, происходит в мрачнейшем маленьком городке, стоящем посреди мрачнейшего леса на берегу мрачнейшего океана... Даже странно, что это Англия, а не штат Мэн. :) Есть помешанный на работе герой, хранящий в прошлом какую-то скорбную тайну. Есть его молодой напарник, приземленный и жизнерадостный. Есть традиционно косный шеф, который не хочет верить, что дело куда больше, чем кажется, и все норовит отстранить героя от следствия. Есть даже заключенный в тюрьму маньяк-убийца, который желает говорить о своих преступлениях только с героем, но нафига эта линия нужна - не знает никто, ни герои, ни сценарист. Времени ей уделяется поначалу не так уж мало, но она никуда не ведет, и посыл "полицейский плохо выполнил свои работу, и все эти люди погибли из-за того, что он не успел, не понял, не захотел что-то сделать вовремя" тоже никак не обыгрывается.
Карлайл играл хорошо, но это как бы предполагается по умолчанию. :) Непривычно было видеть его в роли детектива Монро - традиционного положительного героя, замкнутого, неловкого в общении с людьми, но хорошего и интеллигентного дядьки с печальными собачьими глазами. (Ох, какие же все-таки у Карлайла огромные красивые глаза!) Плюс маленькие фанатские радости, напоминающие о других работах Карлайла, типа момента, когда детектив Монро зажимает в зубах маркер, которым писал на доске, и это заставляло вспомнить о Раше, который тоже любил это делать. :) Ну а простенькие деловые костюмы Монро, подчеркивающие его хрупкость, заставляли вспоминать роскошные костюмы Голда, в которых тот выглядел необыкновенно представительным. Так что посвунить, конечно, было на что... но как бы мистический детектив смотрим не ради этого?

[Spoiler (click to open)]Второй фильм - "Прах Анджелы". По описанию я ждала какой-то совсем беспросветной чернухи про жизнь бедной ирландской семьи, в тридцатые годы вернувшихся из Америки на голодную и нищую родину, но все оказалось далеко не так тяжело и мрачно, как я представляла. Это скорее трагикомедия. То есть, конечно, нищета, безработица и трущобы присутствуют, братики и сестрички главного героя в начале фильма умирают активно, но ощущения тоскливого ужаса и безысходности фильм не оставляет. Сегодня отец пропил все деньги и детишки ходят голодные и без башмаков - завтра они сидят в кино и жуют ириски. Сегодня мать, оставшись одна с четырьмя детьми, вынуждена спать с отвратительным жирным мужиком, который ею помыкает, потому что им негде больше жить и нечем платить за аренду, - завтра семья воссоединяется во вполне уютном доме. Сегодня мальчишка, уйдя из дома, вылизывает промасленную газету, пахнущую картошкой, - завтра он уже находит работу и крутит роман с симпатичной девочкой. И так весь фильм: только начнут показывать ужас, так тотчас же оказывается, что это не ужас-ужас-ужас, и все будет хорошо. Ну, в принципе, поскольку и главный герой (а фильм основан на мемуарах), и все его братья стали успешными процветающими людьми, может быть, это и верный посыл...
В этом фильме Карлайл играет отца главного героя. Малахия - неудачник и алкоголик, который, тем не менее, нежен с детьми, занимается с ними, рассказывает чудесные сказки, и они любят его несмотря на то, папаша пропивает все заработанные деньги, а под конец и вовсе бросает семью. (И меня не оставляет мысль, что где-то я уже такой образ встречала, причем тоже в реальной жизни. Может быть, это вполне типичная биография отцов будущих писателей? :)) Человек, который на работу на цементной фабрике ходит в костюме и при галстуке, а ночами тащится домой пьяный и заблеванный, распевая песни, и приносит детям мелочь и шоколадки, но не догадается принести получку и хлеб.
Само собой, Карлайл прекрасно передал вот эти одновременные доброту и бездушие Малахии, позволяя увидеть своего героя глазами его сына. С одной стороны, мальчик понимает, что отец - никчемный неумеха, который реально не дал сыновьям ничего, кроме богатой фантазии и некоторой врожденной интеллигентности, с другой - любит его уже за это, за то время, что отец провел с ними, и не может возненавидеть его даже за жизнь впроголодь.

А еще в фильме совершенно восхитительная-отвратительная Ирландия. Хоть я и читала когда-то про фениев и про ИРА, но никогда не представляла, что ирландцы настолько ненавидели (ненавидят?) англичан, что желали даже победы Гитлера над Англией. И фанатичный католицизм (почему-то наводящий на мысли об исламе... наверное, по силе неприятия тех же англичан-протестантов), и дикий национализм, и безумная нищета, грязь, болезни, когда туберкулез - самое обычное дело. И отвратительная погода! Буквально на несколько минут в кадре покажется Изумрудный остров - зелененький, чистенький, живописный, а все остальное время будет только стена дождя, грязь, серая хмарь и вода по щиколотку на нижних этажах. Поневоле задумаешься, что родители героя были действительно странными людьми, раз решились уехать из Америки (пусть даже там дела у них шли не лучше) в Ирландию, где дела шли хуже в сотню раз, пусть даже это была их родина...
Решила посмотреть все фильмы с Карлайлом?) Похвально)
А "Прах Анджелы" ужасный фильм, такой безысходный*(
Не, все я не потяну даже ради лапушки Роберта, - многие из них совершенно не в моем вкусе. :) Решила посмотреть то, что мне более-менее близко.
А мне "Прах Анджелы" как раз безысходным не показался. Там же все весьма благополучно закончилось: конфликт сына с матерью замяли, семья в последних кадрах не разобщена и не умирает с голоду, а Фрэнк начинает путь наверх. Я ожидала куда большей беспросветности.