готично

КиноСоборы Парижской богоматери (еще немножко фанатского)

Посвятила день проглядыванию трех экранизаций бессмертного творения Гюго - 1956, 1982 и 1997 года. Пришла к выводу, что на "Собор Парижской богоматери" наложено проклятие: каждый режиссер, прочитав роман, своим художественным видением старался оставить от первоисточника рожки да ножки. Начинаю думать, что самой оригинальной, непредсказуемой и новаторской была бы дословная экранизация Гюго: уж очень любят сценаристы, прочитав, что у Гюго было ТАК, в фильме сделать ЭТАК. Помнится, когда я впервые взялась за роман, имея в культурном багаже только мультфильм и экранизацию 1997 года, то офигевала: ой, а почему Феб плохой (и откуда он вообще взялся, кстати, в фильме же его не было)? эээ, а почему Гренгуар дурак, он же революционный поэт Парижа?
Разве только Квазимодо из фильма в фильм горбат, крив, могуч и непоколебим, как горгулья пресловутого собора. Иногда по вкусу добавляют ума или, наоборот, дурковатости, по сравнению с книгой, но в целом горбун из Нотр-Дама остается самим собой. А вот Гренгуару непомерно льстят: в двух экранизациях из трех он был красавцем, умницей, прогрессивной личностью и возлюбленным Эсмеральды. Ну, собственно, это как-то даже логичнее и правильнее, чем делать положительным героем Феба (однако, так поступили не только в мультике, но и в балете!)

Самое смешное, что самой точной (по крайней мере, поначалу) была экранизация 1956 года. Хотя, казалось бы, именно от старых костюмных мелодрам, где у всех героев были чистые волосы и белые зубы, ожидалось только яркая картинка и приятная сказка. Ан нет, только там осмелились убить Эсмеральду... пусть и куда более милосердно, чем в книге, но современные режиссеры даже на такое пойтить не могут. Фролло и Квазимодо изничтожат друг друга в жестокой схватке, а Эсмеральду с избранником ждет хэппи-энд.

Но бог с ней, с трактовкой сюжета; меня больше заинтересовали извращения превращения, которые претерпевают герои. Понятно, почему упрощают Фролло: он из тех персонажей, которые, по словам товарища Достоевского, слишком широки, надо их сузить. Но почему Эсмеральду ни один режиссер не осмелился сделать юной, наивной и пылкой девушкой, предпочитая зрелых знойных красоток? Ведь злоключения Эсмеральды могли произойти только с неопытной девчонкой; женщина умная, знающая жизнь, какой любят представлять Эсмеральду, не купилась бы на Феба и обвела бы Фролло вокруг пальца. Впрочем, раз хэппи-энд подразумевается практически по умолчанию...
Кому не везет конкретно, так это Фебам: в версии 1997 года его вообще выкинули из сюжета, а в фильмах 1956 и 1982 года Фебы - нечто невообразимое. Они просто страшные, канонами красоты какого века их ни суди. У одного лицо - плоское, как блин, у другого, наоборот, сдавленное. И оба выглядят как святоши и постники, члены братства Святого Причастия, а не как бравые красавцы-капитаны, от вида которых должны чаще биться девичьи сердца. Так ничем я и не смогла объяснить для себя странный вид актеров. Возможно, режиссеры очень не любят этого персонажа, но все-таки стоило объяснить, что в нем нашла Эсмеральда?

Чисто внешне, пожалуй, мне больше всего нравится Эсмеральда в исполнении Сальмы Хайек: есть в ее героине какой-то благоразумный баланс между сексуальностью и наивностью, плюс она выглядит достаточно юной. Посмотреть на нее приятно, но сама экранизация...


На втором месте - Джина Лоллобриджида. По актерской игре и харизме она, пожалуй, Сальме Хайек сто очков вперед даст, но... какая же это Эсмеральда? Самая натуральная Кармен, зрелая, знойная, да к тому же с мозгами. Такая любого Феба и любого Фролло должна была съесть на завтрак.


А вот Эсмеральда из версии 1982 года показалась вообще никакой. Во-первых, внешность совершенно не в кассу. На фотографиях еще более-менее выглядит, но в динамике - какая-то забитая ирландская крестьянка, а не уличная плясунья. (Но в фильме, честно говоря, все пыльным мешком пришибленные). Ее, разнообразия ради, постарались сделать наивной... но когда невинность и простодушие играет далеко не молоденькая актриса, получается робкий и затюканный перестарок. (Впрочем, если вспомнить, какой в этой версии Феб и какой Фролло - с голодухи они могли и на такое польститься...)


Фролло, как всегда, самое вкусное. :))) Не персонаж, а лист бумаги - сплошные перегибы! Причем, самое любопытное, перегибают в обе стороны.
Фролло из фильма 1956 года режиссер, похоже, очень сочувствовал, поэтому переборщил, во-первых, с его мужественной суровой красотой, во-вторых, по характеру отец Клод получился такой, что хоть к ране прикладывай. Да, Фролло - персонаж неоднозначный, но в фильме слишком уж много внутреннего благородства ему добавили. У него к Эсмеральде, действительно, така любофф, така любофф... и Феба он ранил в чистейшем аффекте, и на суде поначалу пытался спасти ее от виселицы и пытки, пока Эсма не начала рассказывать про свою неземную любовь к капитану, и в финале так терзался угрызениями совести, что позволил Квазимодо покорно и с радостью сбросить себя с крыши собора. ...Видимо, потому, что он был так хорош, его линию в фильме как-то совсем обкорнали, даже признание в любви в темнице вырезали. Зато была совершенно гениальная, без шуток, сцена, когда Фролло, наблюдавший за свиданием Феба и Эсмеральды, бросился ничком на камни и бился о них головой. Очень в духе романа, мне понравилось.


Фролло из версии 1982 года не менее невнятен, чем Эсмеральда. Пентюх - иного слова не подберешь. Во-первых, опять внешность братца Тука. Ну блин, неужели так трудно найти на роль Фролло худого актера, если уж лысого нельзя?! Во-вторых, аморфный характер. Сначала он вялый, добродушный, ни за что не поверишь, что такой испытывает к Эсмеральде страсть, а не робкую влюбленность. Потом внутри него пробуждается саблезубый хомячок и начинает зверствовать. В итоге вопрос о его внутренних терзаниях, аде, открывшемся внутри, как-то не поднимается, и остается просто маньяк-священник.


Ну и, наконец, Фролло из фильма 1997 года. Апофигей, так сказать. Наконец-то внешность средневекового аскета (я поверить не могла, что в лице Ричарда Харриса, доброго дедушки Дамблдора... так вот он какой был без растительности 8)))). Но, во-первых, он жутко стар для Фролло, во-вторых, это даже не маньяк, это Маньячище. Всякая сложная внутренняя жизнь отсутствует вовсе, причем не это столько усмиряющий свою плоть монах, сколько сладострастный садомазохист. Ну, он тоже пару раз вякает про любовь к Эсмеральде, но когда смотришь на эту рожу, думаешь только о том, что такой перерезал бы Эсмеральде глотку и утопил труп в Сене. Да и вообще, Квазимодо он лю-ю-ю-юбит куда нежнее.


Боюсь даже подумать, что Бертон придумает в новой экранизации по мотивам. Практически уверена, что опять повезет Гренгуару и более чем не повезет Фролло...
Потрясающиц пост!))) я смотрела только версию с Джиночкой))
Могу сказать, что самый лучший Фролло форева - это Даниэль Лавуа, да, да, да! Но тот, что на последней картинке, тоже сильно выглядит)
Собственно, посмотреть, от и до, у меня тоже получилось только старый фильм с Джиной. :) Ибо единственная нормальная экранизация, более поздние фильмы по сравнению с ним - кино и немцы какие-то. :))) Нет очарования старого фильма, духа первоисточника. Я их кусочками проглядывала, ибо не затягивало совершенно. Без знакомства с романом лучше дело шло. :)

Лавуа, Лавуа... К Лавуа у меня отношение сложное. Он потрясающе играет Фролло голосом, тут можно только шляпу снять и замереть в восторге. Внешне тоже вполне в теме. Но видео с ним я смотреть не могу - тут уже я Фролло не вижу - уж очень глаза добрые. :) Да и вообще, я бы сказала, голосом он играет все, что не может выразить лицом и жестами.
Но, собственно, я как-то по Фролло-Маракулину больше млею, в чем уже не раз тут признавалась. :))) Вернее, по сочетанию образа-игры-голоса. Так что у меня такое вот раздвоение: слышу Лавуа - вижу только его Фролло, вижу и слышу Маракулина - аналогично. :) По-моему, интересно они подцепили образ Фролло с разных сторон.
Прекрасный пост.
А то, что экранизациям катастрофически не везет с Фебами - это точно. И Патрик Фиори, с его армянским носом и плотной, приземистой фигурой, совсем не похож на капитана королевских стрелков.
А вот Лавуа стопроцентное попадание в образ... Мне почему-то кажется, что Алану Рикману очень подошла бы эта роль.
Зато какой у Фьори голос, эх! :) Слушаешь - веришь, что красавец-капитан. Собственно, этим мне французский мюзикл и нравится: Эсмеральда, опять-таки, не девочка, Фьори - грубоват, Лавуа - не актер, но *услышишь* именно тех персонажей, которые были у Гюго. А вот в фильмах кругом засада какая-то: хорошо, если есть внутренность, но нет внешности, а вот если вообще мискаст полный...

Мне было бы очень интересно посмотреть на Рикмана в роли Фролло - только непременно на Рикмана тридцатилетней давности, когда он был молодой, худой и с резкими чертами лица. :) В нынешнем своем состоянии, он, по-моему, даже на роль Снейпа не вполне тянул: играл-то хорошо, но возраст не скроешь, а с ним и трактовка роли получается совсем иной. А то Фролло-старички - еще одно мое лично бээ.