интеллектуал

О дегуманизации героев. Старомодное.

Попробовала я сегодня посмотреть одну серию ББС-шного "Шерлока". Правда, не первую, и даже не первого сезона; может, это и повлияло на восприятие: "Понравилось, но больше смотреть не хочу". Да, здешний Шерлок завораживает своей харизмой, но, блин... почему он очередной из полка инфантильных социопатов с зашкаливающим интеллектом, которые, кажется, в последние годы заполонили ТВ?! :( (Справедливости ради - наравне с эмо-вампирами и прочими сверхэмоциональными личностями). Такое ощущение, что вытравливание человеческого из главных героев началось с Фокса Малдера, а потом поперли стройными рядами д-ры Хаусы и Декстеры. Такое ощущение, что это самый легкий способ придать герою неоднозначности: вот оно, обаятельное несовершенство, уже не вполне принадлежащее роду человеческому.

А я, похоже, согласна с Пушкиным по части: "Оставь герою сердце! Что ж он будет без него? Тиран..." Предпочитаю, чтобы лучше был отрезан у героя кусочек разума, а не чисто человеческих желаний и слабостей. (Может, кстати, поэтому так и цепанул Орландо из "Сказки странствий": с одной стороны, казалось бы, тоже "гений абстрактного знания", слегка инфантильный и время от времени витающий над землей, с другой - абсолютно не чуждый никаких человеческих слабостей и над ними не возвышающийся). А когда герой вообще все подменяет голым интеллектом и признает свою принадлежность к человеческому роду только по большим праздникам, мне от этого тоскливо и вспоминается Лермонтов, с его героями эпохи пубертатного романтизма. На вид - взрослые дядьки, внутри - непонятые подростки не старше лет тринадцати, которые твердо уверены, что выше и умнее этого мира. И как-то неуютно оттого, что сейчас (в сериалах) высокий интеллект твердо ставится в пару с эмоциональной незрелостью.

А вот в подростковом возрасте Фокс Малдер шел у меня на ура! Я обожала серии, где он был эгоистичным фанатиком, помешанным на поисках истины, и отчаянно скучала на тех, где сценаристы пытались приписать ему какие-то человеческие слабости и сомнения. Сомневающийся и рассуждающий Малдер меня раздражал, хотелось непрерывного действия, с рассуждениями разве что на тему, какие они - инопланетяне, зелененькие или серенькие, а уж явно не о том, а нафига надо эту истину искать, и что она вообще даст людям. 8)

Хотя вот подумала... Нет, назойливую рефлексию, глубокую философию на мелких местах я как не любила, так и не люблю. Хочется именно человечности, чувств, эмоций и несовершенства в меру, чтобы щипало и замирало на нужных моментах. :) Чтобы смотреть можно было про человеков, а не про высокоорганизованных аутистов (в лучшем случае). А за это я добрым словом из сравнительно не старых сериалов могло помянуть только "Рим".

(А этот клип по финалу второго сезона "Шерлока" мне все равно понравился - как произведение искусства. 8) Видать, это судьба моя такая - смотреть сериалы в виде клипов, добирая недостающие эмоции от музыки :))).

Sherlock BBC - Смертельный номер from Sandy Martin on Vimeo.

Может, потому,что он оригинальный, изначальный, original recipe Бесчувственный Интеллектуал? Ведь понятно, что Хаус это современный медицинский холмс,со своим Уотсоном-Вилсоном и другими отсылками к оригиналу. Довольно забавно читать что он очередной из... и далее следует перечисление персонажей, вдохновленных первоначальным Сухим Детективом и его Hapless Friend.
Это как удивляться тому, что Отелло почему-то изображают ревнивым, а Гамлета - нерешительным. ;)))
Шерлок Холмс был бесчувственным? Что я пропустила? :)))))
Может, конечно, русский перевод какой-то не такой, но я не помню, что Холмс у Конан Дойля был глыбой сухого льда. :) Скорее, ею был Дюпен у По, весь такой неземной и высоколобый. А Холмс... Страстно поглощенный своим делом - да, любитель потроллить Ватсона - да, но оторванным от реальности интеллектуалом он мне не казался. Наоборот, с его-то способностью перевоплотиться в любую роль и установить контакт с любым человеком, от великосветского хлыща до уличного мальчишки, крайне трудно быть Сухим Детективом. :)

ЗЫ. "Отелло не ревнив. Отелло доверчив". ;)
Черта с два он не ревнив. Я уж не помню, кто из классиков громил пушкинскую бредодятень по этому поводу, но я полностью с ними согласна )))) Еще как ревнив, в том то все и дело.

Конечно, у Холмса есть сердце где-то там под одержимостью разгадкой и равнодушием почти ко всему что не имеет отношение к сыску, как у Шерлокхолмсовского, так и у Гатисс-Моффатовского. Есть сердце и у Хауса, и у других одержимых персонажей современного ТВ. Про всех не скажу, но Хаус точно писался с Холмса. Декстер вообще такая душка, что даже неудобно - как то неприятно, когда серийный убийца который заявлялся как психопат, кажется добрее меня. Впрочем, Декстер стал совершенно беззубым сериалом и уже давно. Настоящего антигероя стоит сейчас искать в Breaking Bad. Кстати, какую серию 2-го сезона ты смотрела?

Уверяю тебя что Моффат вдохновлялся своим обожаемым Шерлоком, про которого хотел снимать всю жизнь, а не каким-то там Малдером.... ;)
Первую серию, которая с Ирэн Адлер.

Честно скажу: вот не помню я, где у Конан Дойля Холмс - одержимый только сыском социофоб! Наоборот, кажется, его дедуктивный метод основан в том числе и на жадном интересе к людям, он в любом кругу как рыба в воде. А у этого товарища из "Шерлока" не голова, а компьютер, и он вообще какой-то аутист - причем аутист в массовом представлении, этакий далекий от мира сего гений.

Даже страшно, что Шерлок Холмс именно таким на Западе представляется, и такая мода пошла именно на одержимых-маньячных-душевнобольных. :))) Но там, я слышала, традиционно в экранизациях делают его неврастеником и гнобят бедолагу Ватсона.
Уотсону действительно редко везет в "ихних" экранизациях, он в нашем сериальчике был удачным. Я бы сказала, как раз в Шерлоке Моффата его роль опять увеличена, а то он часто совсем никакой.

Интерес Шерлока Холмса к людям очень специфический и направлен именно на расследования. Общие закономерности. а не глубины человеческой души - это скорее Пуаро, хотя у Кристи эта мысль плохо развита, по моему, ну и, конечно, Отец Браун. Женщины с их сентиментальным, нерациональным и непредсказуемым характером его раздражают - человек ему интересен скорее постольку, поскольку он может вывести общие выводы о его поведении, изучить достаточно чтобы определять его жизнь по нескольким приметам. Переодеваться и подстраиваться - скорее актерская игра, чем истинная связь с людьми. Он знает приметы самых разных слоев общества а значит может их идеально изобразить.

Мир тоже интересует его только постольку поскольку - как помнишь, ему плевать, круглая ли земля, ведь это никак не поможет в искуссвте сыска!

Я согласна что в сериале они сделали шаг вперед в плане аутизма - оригинальный ШХ был весьма озабочен судьбой Великобритании, этого интересует лишь puzzle. И social clues он улавливает хуже оригинального ШХ, хотя и того путали женщины, которые могут вести себя как виновные в преступлении только потому, что забыли попудрить носик )))

Кстати, советую, если не читала чудный рассказик Нила Геймана про Холмса, Этюд в изумрудных тонах. Это стоит прочесть даже если в переводе.
Хех, что-то вдруг подумалось мне, что Ниро Вульф - это не только дружеский привет Рекса Стаута Конан Дойлю, но и пародия на западные представления о Шерлоке Холмсе. Голый интеллект, эгоцентризм, человеко- и женоненавистничество, доведенные до абсурда. :)
Что до круглой Земли, так Холмс, по-моему, откровенно троллил Ватсона, наслаждаясь производимым на него эффектом; или, во всяком случае, Конан Дойл сам забывал, о чем писал, от рассказа к рассказу. Где-то у него Холмс даже древних философов цитировал, позабыв, что ему этого знать не надо. :))) Да и пристрастие к морфию то появлялось, то опровергалось.
Я просто думаю, что невозможно играть в перевоплощения, не понимая при этом людей. Это же не монолог, а всегда диалог, взаимодействие, тут сфальшивить нельзя. ИМХО, вряд ли это под силу человеку сугубо рассудочному - он-то как раз и будет ошибаться в мотивациях, потому что опирается на шаблоны (пусть даже и на большое число шаблонов). Я бы сказала, что таким блестящим актером-интеллектуалом в рассказах был Мориарти, а Холмс все же более крепко стоял ногами на земле.

Геймана надо будет почитать, спасибо за наводку!

Edited at 2012-01-21 09:55 pm (UTC)
Хех. Подсела я сейчас на сериал "тайны смолвиля" - его перед Зеной показывали, и я, заставая постоянно минут 5-10, вдруг поняла, что это про моего любимого Супермена :))))) (каюсь, да...) Сериал для школьников, снят так себе, играют еще хуже, сюжет местами притянут не только за уши, но и прочие части тела, но. Этот супермен живой, как ни странно. Хотя и тормоз. :)))) Он никак не может принять себя как инопланетянина, и постоянно мучается вопросом, как делать правильно. И от этого совершает кучу ошибок :)))) И не прощает их себе. Хотя на момент окончания ему всего-то 22 года... до славных времен комиксов еще огого! :)))))
Вот эта его человеческая сущность, постоянные сомнения, постоянные метания, как стать героем и как при этом не перестать быть человеком, и как навредить самым близким людям, которые знают его тайну, и держат. Меня, во всяком случае. :)
Ты об этом? :)
Да, наверное, об этом. Чтобы герой был... теплый, что ли, а не кусок льда. Не сверхчеловек, а человек, какими бы ни были его способности. Ну и, следовательно, были бы понятные и узнаваемые человеческие слабости и сомнения. ИМХО, в сериалах девяностых с человеками как-то получше дело обстояло, а сейчас герои все дальше удаляются от обычных людей... в психиатрические диагнозы. :)

Edited at 2012-01-21 04:56 pm (UTC)
Ну, снимали его на протяжении 10 лет (2001-2011)... :) И сейчас вон собираются еще один сезон отснять. Так что могут, елси хотят. У сериала четко воспитательная направленность, а молодой супермен - типичный АДД-ый паладин в 21 веке. Со всеми паладинскими проблемами и траблами. И паладинской тупостью :))))))
Пафоса многовато, но так нада... 8)
Правда, еще Смолвиль? Ну CW совсем видно в отчаяние впало, бедное.

Я слышала про 11 сезон в форме романа, но еще и сериал?
Признаю, для меня Смолвиль несмотрибелен, но очень забавно было читать маньяков Хлои-Лоис Лэйн на форумах. Комедия почище Community.

Говорят, безумно поднялся рейтинг. Внезапно. 24 эпизода обещают, первый уже в сети валяется :))))) Нашла краткое описание: ребята решили не утруждаться и фактически экранизировать комиксы. Правда, я не поняла, как там насчет авторских прав дела обстоят. Если запретили Кларку его прикид с красными труселями надевать, то тут-то как??? :)))))
А как это возможно, сериал то кончился? Или в syndication поднялся? И актеры разбрелись, у них контракты закончились. И ни один критик/ТВ писатель об этом вроде не упоминал.

Я не спорю, не думайте, я не следила за Смолвилем после того как он кончился, а в наше время все может быть, просто я как-то запуталась совсем. О_о


Я слышала, что будет снят пилот сериала с Green Arrow, но с другим актером.

Носить супер-прикид отказывался сам Том Веллинг, если не ошибаюсь. А запрещать им много чего запрещали, может, и это. Знаю что Бэтмена запретили использовать.

Я, как обычно, проворонила какой-то новомодный сериал :)
Но мысль в посте уловила. Немного сдвинутые эмоционально-холодные интеллектулы - это, имхо, новая ипостась классического байронического героя, который, говоря словами моего старого конспекта "поднят над средой" за счет каких-то особых дарований. А такие персонажи как-то очень привлекательны для людей из этой самой "среды" (хе-хе).
Сейчас какая-то волна романтического искусства поперла. имхо.
Прямо по тому же конспекту можно все признаки найти :)))

А я "Мыслить как преступник" смотрю. Местами как обычный триллер, и кровищи полно, но бывают здравые мысли и интересные образы.
Да я тоже проворонила. :) Сначала увидела этот клип, потом решила на пробу глянуть одну серию. Я все пытаюсь найти какой-нибудь сериал, которым можно засмотреться, но усидчивости не хватает. :( Были бы они в книжном виде - читала бы, а сидеть перед экраном и *смотреть* - не получается.

Да, очень даже возможно, что это всплеск этакого необайронизма, история повторяется! :) Спасибо за наводку на мысль, надо будет перечитать, что там критики писали про Байрона, его продолжателей и ниспровергателей. :) А то мне по "Шерлоку" вспоминались почему-то даже не исходные Холмс с Ватсоном, а Печорин и Максим Максимыч. 8)
Да, кстати, а Доктор Who ты смотришь? Там есть отличные серии, есть много бреда, но Дэвид Теннант-то уж во всяком случае выдаст тебе Эмо на десять сериалов.

Нет, я вообще сериалы не смотрю сейчас. Терпения не хватает.
OH MY GOD OH MY GOD!
В сети уже появился первый эпизод of SPARTACUS VENGEANCE!
I NEEDED IT SO MUCH!
Сорри.... Это был момент безумия в тему о сериалах и героях....

Если же совсем на тему, сейчас такая масса сериалов, включая и отличные, что найти героя по душе, кажется, совсем не сложно. Самые разные есть.

Если хочется хорошего, милого и светлого, почему бы не Downton Abby?
Мне на надо хорошего, милого и светлого. :))) Меня всего лишь удивило бешеное количество героев, краеугольным камнем индивидуальности которых делается "холодное сияние чистого разума" с минимальной эмоциональной составляющей.
Я думаю тут должно быть какое-то социальное составляющее. Современный ГГ обычно супер профессионал своего дела, сосредоточенный на нем специалист с научными интересами. Байроническим героем его не назовешь - тот разочарованный в жизни бездельник (по большей части). Это слишком зацикленный на своей работе, далекий от жизни интеллектуал. Типа японский герой.
Я подозреваю, что аристократы перестали восприниматься как представители крутой инопланетной расы, страшно далекой от народа. Богатые тоже плачут, принцессы тоже какают, и все такое. :) Вот и пытаются возвести на прежний пьедестал продвинутый вариант социопата, который смотрит на обычных людишек как князь Утькин-Путькин - на сиволапого Ваньку.
Такие почти герои эпохи социализма - ударники производства! Вот только без связи с обществом и коммунистической сознательности.

В советских фильмах в качестве флирта и эротических игр выступают трудовые подвиги: она перевыполнила план! - его переполняет страсть! Как сексуально он управляет этим комбайном!
Поэтому только естественно, что у новых ударников умственного труда в лице Холмса и Ирэн в той же роли выступают интеллектуальные игры. Он разрешил ребус! Она хочет его прямо здесь и сейчас! Она вычислила убийцу - он сгорает от порочного желания осыпать ее эротическими СМС-ками!